Психологическая реабилитация

Психологическая форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий. Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает в себя диагностический этап и коррекционно-развивающую работу. 

На диагностическом этапе психолог проводит беседу с родителем, которая направлена на выяснение особенностей здоровья ребенка, особенностей психо-социального развития, эмоционального развития, сферы общения со взрослыми и сверстниками, основные проблемы в воспитании, обучении, а также интересы и увлечения ребёнка. В некоторых случаях с помощью психологичеcких методик проводится более углублённая диагностика у ребёнка познавательных психических процессов (внимания, мышления, памяти, восприятия, речи) и эмоционально-волевых процессов (эмоций, чувств и аффектов).

Психологическая коррекционная работа проводится по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающие занятия
  • арт-терапия

Коррекционно-развивающие занятия

На коррекционно-развивающих занятиях используются упражнения и методики, направленные на развитие психических познавательных процессов у детей (внимания, памяти, мышления, воображения и речи), а так же на коррекцию недостатков психического развития ребенка (стимулирование активности и самостоятельности, снижение тревожности).

Нарушения и задержка психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому коррекционно-развивающие мероприятия направлены на совместную стимуляцию развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекцию их нарушений.   

 

Например, на коррекционных занятиях могут решаться следующие задачи:

  • развитие внимания, наблюдательности, способности удерживать внимание на собственной работе; 
  • развитие мышления, закрепление знаний об окружающем мире (дети учатся сравнивать, обобщать свойства предметов, классифицировать предметы по тем или иным признакам; формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временные и пространственные эталоны); 
  • развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам; знакомство детей с невербальными способами общения (выражение эмоций с помощью мимики и жестов; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам);
  • повышение самооценки, смягчение тревожности и др.

Коррекционные занятия проводятся с детьми дифференцированно - в индивидуальной и групповой формах. На занятиях используются упражнения для развития психических познавательных процессов; дидактические упражнения для развития познавательных способностей; психогимнастические упражнения-разминки для развития ручной моторики и речи; релаксационные упражнения для снижения тревожности и выработку навыков успокоения; игры на эмоциональное развитие; коммуникативные игры.

Арт-терапия

Арт-терапия - это любая творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование), фантазирование.

Целью арт-терапевтических занятий является развитие творческих способностей и навыков детей. Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом. Целенаправленные занятия изобразительной деятельностью являются важнейшим средством эстетического воспитания, особая роль которого обусловливается социальной изоляцией детей и бедностью их представлений об окружающем мире.

На занятиях изобразительной деятельностью с детьми решаются следующие задачи:

  • развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации;
  • формирование правильного восприятия формы, величины, цвета и умение передать их в изображении;
  • формирование целостного восприятия предмета и его отражение средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией);
  • развитие навыков конструирования;
  • создание положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности и ее результатам;
  • развитие любознательности и воображения, развитие креативности.

                                

Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает детей выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, а особенно ценна для тех детей, которые недостаточно хорошо владеют речью. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется изотерапия (рисование). Необходимо поощрять любую продукцию и использование любых материалов и способов творчества, т.к. детям-инвалидам нужна уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята.

В ходе занятий дети самовыражаются через собственное творчество, создавая различные поделки. На занятиях арт-терапии мы неоднократно наблюдали, как у детей снижалось напряжение, они расслаблялись, проходили негативные эмоции. Таким образом улучшалось эмоциональное состояние. У многих наблюдалось повышение самооценки, когда дети приходили в восторг от хороших результатов своей работы, удивлялись своим способностям и возможностям, слышали похвалу от окружающих.